• Оперативный штаб

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


22.03.12 09:53

Школа – это маленькая жизнь

21 марта 2012 года состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, на котором рассмотрено 9 протоколов об административных правонарушениях. Все протоколы составлены в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Из 9 протоколов, рассмотренных на заседании:

  • 8 протоколов составлено по ст.5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

  • 1 протокол - по ч.1 ст.6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ».

Вынесено 2 штрафа на сумму 600 рублей и 5 предупреждений и 2 протокола возвращены в отдел МВД РФ по Татищевскому району в связи с тем, что правонарушители не проживают на территории нашего района.

В  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Татищевского муниципального района Саратовской области поступают жалобы от несовершеннолетних и их родителей о том, что нет желания у детей идти в школу из-за конфликта с учителем.

Как разобраться кто прав, кто виноват?

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация взрослых и детей, условия жизни, которые сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;

- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время в нашем районе наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у них снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Хотелось перечислить несколько причин возникновения конфликтов между учителями и учениками.

1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.

2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.

3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.

4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.

Беседы со школьниками нашего района показывают, что большинство учащихся испытывают ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  • учителя не любят детей;

  • отрицательные личностные качества учителя;

  • несправедливая оценка их знаний учителем;

  • учитель плохо владеет своей профессией.

Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.

С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 90-е годы. Причем, нередко не в лучшую сторону. Еще 20 лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это пугающая реальность.

В помощь учителю для профилактики конфликтов.

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;

- ухудшает качество мышления;

- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

5. Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

6. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.

7. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 

Управление труда и социальной политики администрации муниципального района