• Оперативный штаб

  • Татищевский район провожает юношей на военную службу

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


01.04.22 09:14

Ремесленники в истории села Курдюм

В российском календаре есть день, посвященный ручному труду – 30 марта «День ремесленника». Во все времена, считалось так, если человек владеет ремеслом, то он уже обеспеченный человек, потому что ремесло – это труд, который приносит доход. Появилось это слово от латинского «ремес» (плотник), но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», то есть подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу.

В истории села Курдюм сохранились имена местных ремесленников. Жил в селе кузнец Михаил Болдырев, который славился своими кованными изделиями не только в округе, его лемеха для плуга были известны и в столице еще в царские времена. В кузнице он работал со своими сыновьями. Сама кузница долгие годы стояла в селе и служила колхозу.
А вот, как рассказал наш земляк Никифоров Яков Аристархович в своем очерке «Ностальгия» о мастере по пошиву одежды в 1930-е годы: «…Великим Постом появлялся на селе удивительный мастер-скорняк по пошиву одежды из дубленых овчин: тулупов, полушубков, шапок, женских дубленок и любой другой одежды из овчины. Ростом был мастер 1,5 метра, прозывался «огурчик». Жил во время шитья в семьях и с ними питался за общим столом. Когда шил, сидел на скамеечке чуть выше стола, а ноги ставил на стул - так было виднее из окна смотреть. Все шитье было ручное, прочное, с помощью шила и суровых ниток, стежки были на удивление ровными. Одежда была прочная и носилась много лет. «Огуречек», как мастер, на селе был нарасхват - стояла очередь, и он сам решал и выбирал семьи. Плату брал умеренную, добросовестно зарабатывал себе на хлеб и житье в летнее время. Где он жил постоянно уже не помню, но Великим постом появлялся на селе и приступал к работе. Были и другие мастера, но лучше его не помню. Инструментом у него были: голова, ножницы, мелок, нитки, иголки и шило... Из овчин оставались лишь мелкие отрезки - остальное все шло в дело. Удивительный был мастер - подгонит так «венгерку» для парня, что любо - дорого смотреть. Или смастерит женскую дубленку - хоть сейчас иди под венец. А какие шапки он шил из молодых, кудрявых овчин - загляденье. Тулупы шили «на глазок» - широкие и длинные до пят, чтобы им можно было укрыться от снега и мороза при дальних дорогах в санях. Тулуп одевался на полушубок и подпоясывался кушаком. Ночью этим тулупом обычно одевали ребят, которые спали на полу, на войлоке, вповалку. Женские дубленки были двух типов: одна, как накидка, без рукавов - руки были внутри дубленки, другая в виде полушубка в талию, с опушкой по подолгу и полам. Теплая и очень красивая была одежда. Оденет девчонка полушубок, валенки новые, полушалок на голову цветной - вот тебе и деревенская красавица - невеста. Хорошая одежда очень ценилась на селе…»
Были на селе и свои мастера по изготовлению прялок. Ведь без прялки в доме никак нельзя. Женщины сами пряли пряжу, вязали платки, носки и другие теплые изделия. Механические прялки у нас изготавливались русские (колесо расположено под прямым углом к полу). Последними такими мастерами в 1950-1990 годы, о которых курдюмцы помнят до сих пор были Гусев Степан Тимофеевич, Мичурин Григорий Андреевич. Детали для прялки вытачивали на механическом деревообрабатывающем станке. Каждая прялка из рук мастеров получалась, как произведение искусства, гладенькие с резными вставочками.
Мичурин Григорий Андреевич еще был мастером по изготовлению валенок. Как рассказывают жители села у него был настоящий цех, в котором стоял чесальный станок, валяльный станок, колодки разных размеров. Изначально станок для расчесывания шерсти был механическим, а потом к нему приспособили электрический двигатель и процесс пошел быстрее. С просьбой расчесать овечью шерсть к Григорию Андреевичу обращались многие жители Татищевского района.
В 1960-е годы был еще один мастер по изготовлению валенок – это Гвоздев Анатолий Александрович. Ермолаев Геннадий рассказывал, что его дед был лучшим валяльщиком валенок в Курдюме, его валенки белого цвета носили и одевали даже в клуб.
Вот такая частица истории села Курдюм, рассказывающая о курдюмцах-ремесленниках XX века, сохранена в краеведческом доме-музее имени Героя Советского Союза Пономарева Петра Тихоновича. Конечно же это не полный список мастеров. И если вы можете дополнить эту тему рассказать о других ремесленниках, пожалуйста, обращайтесь к заведующему музеем Полоховой Татьяне Александровне.

Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района