• Оперативный штаб

  • Рабочее совещание

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


22.10.20 15:56

Управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).

При реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обязывает работодателей руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н, с учётом специфики своей деятельности.

В пунктах 33-35 Типового положения, исходя из специфики деятельности работодателя, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками устанавливается порядок реализации следующих мероприятий:

- выявление опасностей;

- оценка уровней профессиональных рисков;

- снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (СУОТ). Кроме этого, необходимость управления профессиональными рисками установлена статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации, которым определено, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Однако на сегодняшний день Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации такого порядка не установило.

В пункте 33 «б» Типового положения прописано, что порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков устанавливается

работодателем. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда установлены разделом V Типового положения. Так, пункт 37 Типового положения обязывает работодателя определять методы оценки уровня профессиональных рисков с учётом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций и допускает использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом согласно пункту 38 работодателем учитывается следующее:

- управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

-эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Пункт 39 устанавливает способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков:

- исключение опасной работы (процедуры);

- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

- использование средств индивидуальной защиты;

- страхование профессионального риска.

 

Управление труда и социальной политики администрации муниципального района