• Диктант Победы

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


15.07.16 10:45

Наши земляки... Алевтина Михайловна Пасхалова

Алевтина Михайловна Пасхалова (по мужу Аносова) родилась 27 мая 1875 года в  с. Сокур Саратовской губернии (сейчас Татищевский район) — артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), концертная певица, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель. Заслуженная артистка РСФСР (1934).

 

Родилась в семье надворного советника Михаила Никандровича Пасхалова (в числе русских патриотов-добровольцев Михаил Никандрович ушёл на фронт и погиб, освобождая сербов от османского ига). Мать будущей певицы вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Девочку определили в Саратовский Мариинский институт, где она взяла первые уроки игры на фортепиано у Фёдора Михайловича Достоевского (племянника писателя), ученика А. Рубинштейна и пению — у итальянца Рокко. В ученических концертах исполняла фортепианные произведения Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, пела в хоре. В 1893 году поступила в московскую вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре её услышал С. Мамонтов и пригласил в Московскую частную русскую оперу. В 1893—1898 годы обучалась пению в Московской консерватории (класс Е. А. Лавровской), которую окончила с малой серебряной медалью. Живя в доме Е. Лавровской, познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и неоднократно исполняла оперные арии и романсы в их сопровождении.

 

Алевтина Михайловна много гастролировала по России. Выступала в Казани, Саратове, Житомире, Каменец-Подольске, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Харькове, Тифлисе, Кишиневе, Екатеринодаре, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Тифлисе.

 

В 1905—1908 годы солистка Мариинского театра г. Санкт-Петербург. В 1912 году совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли. В 1911-1912 годы гастролировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в театре «Ла Скала»).

 

Обладала Пасхалова выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром. Исполнение отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драматических эпизодах. Один из харьковских музыкальных критиков писал: «Приятно и смотреть, и слушать, несомненно, талантливую и интеллигентную артистку. Её исполнение необыкновенно цельно и законченно. Все обдумано до малейших подробностей — костюма, жеста, движения, оттенков пения. В передаче разнообразнейших настроений чувствуется та свобода и уверенность, та простота и естественность выражения, которыми отличается художественное исполнение». Её репертуар насчитывал свыше 60 партий.

 

После 1917 года Пасхалова принимала активное участие в концертах для рабоче-крестьянской аудитории. Она была одной из первых исполнителей, пропагандировавших в России произведений К. Дебюсси.

 

С 1915 года А.М. Пасхалова жила в Саратове, где после революции содействовала созданию оперного театра. С 1918 года преподавала в Саратовской консерватории. По инициативе певицы и М. Е. Медведева здесь был открыт класс Камерного пения. За 32 года педагогической деятельности воспитала целую плеяду современных певцов, среди которых М. И. Денисов. В годы Великой Отечественной войны, когда Московская консерватория была эвакуирована в Саратов, была также профессором вокальной кафедры этой консерватории.

 

Пасхалова записывалась на грампластинки (1913 год, романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена).

В 1934 году Алевтине Михайловне присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1935 году, когда вновь открылась консерватория, Алевтина Михайловна назначена исполняющей обязанности заведующего вокальной кафедрой. В декабре 1940 года ей присвоено ученое звание профессора.

А.М. Пасхалова скончалась 1 апреля 1953 года в Саратове.

Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района