• Военная служба по контракту

  • Встреча с жителями с.Сокур

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


03.07.15 18:32

Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы в 2015 году

2014 год стал одним из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных актов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Большинство из них должны быть реализованы в 2015 году, часть – в более долгосрочной перспективе.

Параллельно предпринят и ряд спорных мер, которые, напротив не вяжутся с заявляемыми государством курсом на развитие предпринимательства.

Одной из наиболее многообещающих перспектив является трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Несмотря на то, что представители бизнеса рассчитывали на подобные поблажки уже в текущем году, необходимые изменения в законодательство, согласно поручению Президента РФ Владимира Путина, планируется внести лишь в середине 2015 года, а вступят в силу изменения только с 1 января 2016 года. Запрет на проведение плановых проверок коснется малых предприятий, которые по итогам предшествующих трех лет не имели существенных нарушений законодательства.  

С этого же момента должна начать действовать новая система государственного и муниципального контроля (надзора), основанная на системе оценки рисков. Иными словами – чем потенциально опаснее вид деятельности, осуществляемый предприятием, тем чаще будут проводиться проверки и наоборот.

Также к 1 января 2016 года постепенно заработает Единый реестр проверок. Он будет размещаться на специализированном сайте в Интернете и призван исключить проведение необоснованных мероприятий по контролю, обеспечить более четкий надзор за их количеством и качеством со стороны Генеральной прокуратуры РФ. 

Каждой проверке планируется присваивать индивидуальный учетный номер, в реестре также будет содержаться информация о проверяемых предприятиях, предмете и основаниях мероприятий по контролю, сроках их проведения и результатах, принятых мерах, обжаловании решений, действий (бездействий) соответствующих органов и должностных лиц (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ).

Налоговые послабления

Субъектами РФ в 2015-2020 годах могут приниматься законы о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Главное условие их предоставления – переход в течение двух лет после вступления в силу таких законов на УСН или патентную систему налогообложения. Ставка по данным налогам составит 0% на два налоговых периода со дня регистрации

предпринимателя (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". 

Основной проблемой применительно к данной мере поддержки является тот факт, что решение о введении налоговых каникул отдается на откуп регионам, далеко не все из которых решатся применять эту льготу, так как это влечет потерю доходов региональных и муниципальных бюджетов.

Еще один недостаток налоговых каникул состоит в том, что воспользоваться ими смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере (это около 15% от их общего числа). Юридические лица, даже, если они являются малыми предприятиями, пока под налоговые каникулы не попадают вовсе. 

Этим же законом продлен период для оплаты стоимости патента. Так, если он получен на срок до шести месяцев, то налог в полной сумме может быть уплачен не позднее срока окончания действия патента (прежде – не позднее 25 дней после начала действия патента). В случаях, когда патент выдан на срок от шести месяцев до года, 1/3 суммы налога уплачивается через 90 дней после начала действия патента (прежде – через 25 дней). Остальные 2/3 уплачиваются не позднее срока окончания действия патента (прежде – не позднее чем за 30 дней до окончания действия патента). 

Пониженные административные штрафы

С 11 января текущего года судьи, должностные лица и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе назначать штрафы для юридических лиц и должностных лиц ниже низшего предела, предусмотренного статьями КоАП РФ (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ). Данная норма может применяться при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического или должностного лица. 

Уменьшаться могут только штрафы, которые составляют не менее 100 тыс. руб. (для организаций) и не менее 50 тыс. руб (для должностных лиц). Однако все равно, итоговый штраф не может быть меньше половины минимального штрафа предусмотренного для таких лиц соответствующей частью и статьей КоАП РФ. 

Напомним, что по общему правилу, индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица, если для них в конкретной статье ответственность не прописана отдельно. При этом о возможности назначения штрафа ниже низшего предела, в случае, когда в статье конкретно прописана ответственность для индивидуального предпринимателя, в рассматриваемых поправках в КоАП РФ ничего не говорится. 

Данные изменения были подготовлены во исполнениеПостановления КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-Пи изначально ориентированы прежде всего на малый и средний бизнес.

Таким образом, теперь законодательство дает возможность судам и контролирующим органам снизить избыточное административное давление на предпринимателей, что актуально особенно в период экономического кризиса. Станут ли административные органы утруждаться оценкой степени исключительности обстоятельств дела и имущественного положения малых и средних предприятий – покажет практика.

 Расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний

В 2015 году малые и средние предприятия также получили полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". 

В отличие от заказов, размещаемых государственными и муниципальными органами, ранее соответствующие процедуры детально отрегулированы не были. Теперь же этому посвящено отдельное постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), которое вступило в силу с 1 июля 2015 года.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства. 

Если Правительство РФ будет придерживаться своей же собственной "дорожной карты" по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, то к 2018 году доля таких закупок будет увеличена с 18% до 25%.

Увеличение штрафов за несоблюдение санитарных правил и нарушение прав потребителей

В 2015 году для малого и среднего бизнеса увеличатся штрафы за нарушение санитарных норм при оказании услуг общественного питания. Согласно данным Росстата, микро- и малые предприятия составляют 75% от общего числа хозяйствующих субъектов, работающих в данной сфере деятельности (на средние предприятия приходится всего 0,2%). 

Штрафы теперь составят для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 тыс. до 10 тыс. руб, а для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее было от 2 до 3 тыс. и от 20 до 30 тыс. соответственно). По-прежнему может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 436-ФЗ). 

При этом увеличение ответственности не сопровождается сокращением перечня обязательных требований. Применяться новые санкции, по крайней мере ближайший год, будут в рамках старой проблемной системы государственного контроля (надзора). Таким образом данный фактор в совокупности с другими негативными изменениями также усложнит жизнь малым предприятиям. 

Отдел развития предпринимательства, потребительского рынка и торговли администрации муниципального района

Отменяется преимущественное право выкупа арендуемых помещений

С 1 июля 2015 малые и средние предприниматели лишаются преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в

собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующие положения, закрепленные ранее Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ утратят силу. 

Сейчас малые и средние предприятия имеют право приобрести такие помещения без конкурсов или аукционов, если они арендуют их по состоянию на 1 июля 2013 года более двух лет, не имеют задолженности по арендной плате, и если сами помещения не предназначены исключительно для передачи в аренду. Для этого предпринимателям необходимо направить заявление в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Тем не менее, не исключено, что в условиях кризиса срок действия закона будет продлен, как это уже неоднократно происходило.

Усиление налоговой нагрузки

До принятия закона о налоговых каникулах и решения о фиксации налоговых условий на 2015-2018 годы, государство успело и некоторым образом увеличить финансовую нагрузку, и снова прежде всего на малый и средний бизнес. Основных поводов для недовольства предпринимателей в этом плане два. 

Во-первых, была введена обязанность организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 года, ЕНВД – еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). 

Речь идет о таком имуществе организаций, как торговые центры и помещениях в них, нежилых помещениях, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (ст. 378.2 НК РФ). Как и прежде, субъекты РФ могут сами определять ставки налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.

Все это позволяет говорить о некотором прогрессе в отношениях власти с бизнес-сообществом, который в перспективе нескольких лет, возможно, позволит переломить тенденцию "вымирания" малых и средних предприятий.