Стратегии повышения финансовой грамотности потребителей

11.10.17 12:55
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы».
Цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг.
Роспотребнадзор поддерживает принятие любых шагов, направленных на рост информированности потребителей, повышение потребительской грамотности, подчеркивая, что право на просвещение в области защиты прав потребителей является одним из базовых и неотъемлемых прав потребителей, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей». Именно с приобретением уверенных знаний в области безопасного и рационального потребления для потребителей открываются новые возможности, связанные с улучшением качества жизни и повышением личного благосостояния.
С 2011 года Роспотребнадзор является активным участником проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В рамках этого проекта Роспотребнадзором совместно с экспертами, тьюторами, работниками науки и образования регулярно проводятся консультации потребителей, открытые уроки в школах и вузах, обучающие семинары, конкурсы, школьные олимпиады, демонстрации специальных обучающих видеороликов. Кроме того, только в 2015-2016 годах распространено более 7,5 миллионов буклетов и плакатов из серии «ХочуМогуЗнаю», учебных пособий, для детей и студентов, содержащих наглядные рекомендации и разъяснения по вопросам приобретения и использования финансовых услуг.
С памятками для потребителей финансовых услуг можно ознакомиться на сайте Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей. Также наглядные видеоролики о финансовых услугах (автострахование, ипотечный кредит, банковские карты, платежи и переводы, вклады и т.п.), созданные в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В соответствии со Стратегией финансово грамотный гражданин должен как минимум:
- следить за состоянием личных финансов;
- планировать свои доходы и расходы;
- формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
- рационально выбирать финансовые услуги;
- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать о рисках на рынке финансовых услуг;
- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.