Работа с подростками

01.03.17 11:12

Говорят, что подростковый возраст — самый трудный возраст ребенка, поскольку в это время происходит сильнейшее развитие организма: переход от детства к взрослому состоянию. Но подростки испытывают изменения не только в физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых, родителей и педагогов - помочь ребенку пройти этот путь достойно и стать полноценным человеком и членом общества.

21 февраля 2017 года в Центральном доме культуры состоялся семинар-практикум «Работа с подростками» для работников культуры. Семинар подготовили и провели Наталья Анатольевна Панченко – директор Татищевского филиала ГБУ РЦ «Молодёжь плюс» и Анастасия Анатольевна Колесникова – начальник социально-психологического отдела Татищевского филиала регионального центра «Молодёжь плюс».

Начался семинар со вступительной речи, в которой рассказывалось о причине изменения поведения детей в подростковый период и о многих важных моментах, на которые стоит обратить внимание.

В отличие от детей младшего возраста, при работе с которыми нужно воспитание, развитие навыков и получение знаний, подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенное асоциальное поведение, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых управлять его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Анастасия Анатольевна отметила, что в данной ситуации проявление строгости лишь накалит обстановку. Важно идти на контакт с ребёнком, разговаривать и общаться с ним, оказывать поддержку, дарить заботу и тепло. Таким образом, подросток сможет увидеть во взрослом человеке друга.

Большая часть участниц семинара не только постоянно работают с детьми, но и сами являются мамами. Поэтому, выслушав вступительную речь опытных работников, они узнали много моментов из своей жизни.

Плавно тема семинара перешла к главной части: обсуждение направлений воспитательной работы и рекомендаций по взаимодействию с подростками.

Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них - ориентация на образец, достойный подражания. Это может быть родственник, знакомый, старшая сестра или брат и другие.

Большую помощь в воспитании подростка оказывают беседы, разговоры, обсуждения различных проблем. Это помогает подросткам познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, получить необходимые знания, социальные и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения.

Среди технологий воздействия можно выделить информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении. Отклонение от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они их не знают.

Деятельность по профилактике и коррекции отклонений в поведении подростков и решении других проблем, касающихся подростков, будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут носить комплексный характер. Они должны сочетать методы социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и другие, включать профилактику отклонений поведения, учитывать индивидуально личностные особенности. Все методы должны быть направлены на осознание подрастающего поколения себя как полноценного здорового члена современного общества.

Не был разработан конкретный список действий в работе с подростками, ведь каждый ребёнок – это личность, и подход должен быть индивидуальным. Но участники семинара получили очень много полезной информации, которой не владели раньше, которая поможет найти общий язык с каждым. Всеми присутствующими был сделан вывод, что любому ребёнку, будь это малыш, первоклассник или подросток, необходимо общение, понимание, забота и тепло. Кто же подарит им это, если не мы, взрослые?