Основной темой стало обсуждение нового закона об образовании. Разъяснения по вновь принятому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дала О.В. Губанова, руководитель районного методического объединения.
Новый закон об образовании существенно отличается от старого. Положения Закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению.
Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д. Во-вторых, он меняет термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
В соответствии с новым законом образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична "школьной".
Федеральный закон изменил систему профессионального образования. Он отменяет понятие "начальное профессиональное образование" и существенно расширяет понятие "среднее профессиональное образование". Среднее профессиональное образование становится общедоступным. При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Меняется также и концепция высшего образования. В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:
дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых;
дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.
Ознакомление всех участников образовательно-воспитательного процесса с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» состоится в школах района в апреле-мае текущего года.
В целях планомерной подготовки учреждений образования к новому учебному году на заседании методического объединения были также рассмотрены вопросы подготовки годового плана работы школы, организации внутришкольного контроля, вопрос о методике проведения общешкольных родительских собраний.
Управление учебно-методический центр развития образования администрации муниципального района