• Оперативный штаб

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


16.01.13 15:53

Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст по-своему хорош, и в то же время - есть свои особенности и сложности. И подростковый возраст - не исключение. Это самый долгий подростковый период, который характеризуется рядом физических изменений, интенсивным развитием личности.

 

«Подростковый комплекс» - такое название получили психологические особенности подросткового возраста. Что же он представляет собой? Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и критические осуждения в отношении окружающих;
  • одновременное проявление внимательности и черствости, застенчивости и развязности, желание быть признанным другими и показная независимость, борьба с авторитетами и правилами, обожествление случайных кумиров;
  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность, но все это может сменяться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность может быстро смениться неуверенностью и ранимостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом и расчетливостью.

Причина психологических трудностей связана с неравномерным развитием по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения, а наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11 – 13 лет, у девочек – 13 – 15 лет.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, стремление к познанию и информации, но, как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. А интересы их неустойчивы. Месяц, позанимавшись плаванием, подросток вдруг прокалывает ухо и вставляет серёжки, заявив, что в жизни нужно испытать все, затем, с тем же азартом, увлечется компьютерными играми, забыв о предыдущих увлечениях.

Одно из особенностей подросткового возраста - чувство взрослости. Когда говорят, что ребенок взрослеет, то имеют в виду его равноправие в жизни общества взрослых людей. С внешней стороны в жизни подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Многое он не делает сам, многое не разрешают родители, которых также приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают, за хорошие или плохие поступки (с их точки зрения) могут наградить или наказать. До реальной взрослости далеко. Да и объективно включиться в нее он еще не может. Но как же хочется! И он стремится к ней, и претендует на равные со взрослыми права. А так как изменить подростки пока ничего не могут, то внешне стараются подражать взрослым, копируют любые отношения. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости», как, например, курение сигарет. Вот и становятся претензии на взрослость нелепыми, а образцы для подражания не лучшими. Но пройти эти образцы для подражания подростку необходимо, ведь это своеобразный перебор ролей, которые встречаются в жизни. А где еще можно потренироваться как не в своей семье? Конечно, встречаются и другие варианты взрослости, благоприятные и для родных, и для самого подростка. Это варианты включения во взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, это забота о семье и участие в решении ежедневных проблем и помощь тем, кто в ней нуждается. К сожалению, лишь небольшая часть подростков способна принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенная в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка – еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Все это становится источником постоянных конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, стремится ничем не отличаться от сверстников и может переживать, как трагедию, отсутствие куртки, такой же, как у всех в его компании. У него своя позиция.

Подросток считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому и желает, чтобы родители и учителя относились к нему также. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются и все чаще родители слышат: «Я сам все знаю!». Такая самостоятельность еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в подростковом возрасте. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линии поведения, пристрастие к музыке определенного типа. И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Принадлежность к группе придает ему дополнительную уверенность в себе. На его поведение влияют и то положение, которое он занимает в группе и те качества, которые он приобретает в группе. Да и его особенности развития лучше всего проявляются в общении со сверстниками. Каждый подросток мечтает о закадычном друге, которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. Но вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно преданном друге, с другой – частая смена друзей. Также у подростков существует значимая для него группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, а иногда - беспрекословно и фанатично. Именно в ней он будет пытаться утвердиться.

 

Татищевский филиал государственного бюджетного учреждения «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодёжь плюс»