• Уважаемые жители Татищевского района!

  • Военная служба по контракту

  • Наш волейбол. Наш стиль жизни

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


21.01.20 08:28

Защитник Ленинградского неба

Прошло уже 75 лет с грозного времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Но в памяти народа навсегда останутся имена дедов и прадедов, которые отстояли мир и свободу.

В селе Курдюм в 1984 году в честь павших воинов-земляков был установлен памятник, на котором изначально было записано всего 60 имен. Но благодаря документам из архива Министерства обороны списки наших земляков-курдюмцев были пополнены и в 2015 году занесены на обелиск. Их уже 120 человек. Известно об этих героях немного. Кто пропал без вести, кто погиб в плену, кто от ранения в бою. Среди найденных земляков есть имя Юрьев Николай Петрович, о котором удалось узнать многое. 2 21012020

В поиске новой информации о селе Курдюм в сети «Интернет» попалась статья под названием «Нежданные звоночки прошлого».

«2008 год. Национальный архив Финляндии передал Российской стороне документы воинов ВВС Красной Армии, погибших или попавших в плен во время наступления советских войск на Карельском перешейке под Ленинградом летом 1944 года». Это личные документы воинов, фотографии, которые были изъяты у погибших, либо попавших в плен, советских воинов. Уникальность документов заключается в том, что более 60-ти лет они не были известны ни российским исследователям, ни родственникам погибших воинов. Документы наших воинов или личные вещи, которые были обнаружены финскими военнослужащими, запаковывались в специальные пакеты, на некоторые ставилась дата и указывалось место обнаружения.

Среди этих документов были фотографии, принадлежавшие Николаю Петровичу Юрьеву. Благодаря имеющимся сведениям из документов ЦАМО известно следующее: «...1 июля 1944 года сбит прямым попаданием снаряда МЗА самолет Ил-2 (заводской номер 304775) из состава 566 ШАП 277 ШАД 13 ВА, в составе экипажа: заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Юрьева Николая Петровича и воздушного стрелка старшего сержанта Булатова Мухаммета Султангалеевича. По наблюдению экипажей горящий самолет упал в районе цели Юустила, при падении взорвался, экипаж погиб...».

Финские источники дополняют: «...самолет при падении взорвался 2 км восточнее Юустила».

К документам старшего лейтенанта Юрьева относится тетрадный листок с его личными записями: «...План предполетной подготовки летным составом 3 АЭ 566 ШАП на май 1944 года...» и несколько фотографий. К сожалению, большинство из них не подписаны с обратной стороны, и поэтому установить - кто изображен на них - не удалось. Но на одной фотографии есть надпись: «...Любимому брату Коле...». На фотографии запечатлена женщина, которая является родной сестрой Николая Юрьева.3 21012020

Родился Николай Петрович Юрьев в 1920 году в селе Курдюм Татищевского района Саратовской области. Закончил Балашовское военное училище. В РККА с октября 1939 года, кадровый командир, лейтенант, должность зам. командира авиаэскадрильи, одновременно штурман эскадрильи 566 штурмового авиационного Солнечногорского полка. В архивных документах указан домашний адрес отца Петра Григорьевича Юрьева, который проживал по адресу: город Саратов, 2-я Дачная остановка, ул. Новая, дом 96.

С этой фотографией я обошла всех курдюмских старожил, но никакой информации о семье Юрьевых не нашлось.

Из информации с форума руководителя фонда поисковых отрядов Ленинградской области Ильи Геннадьевича Прокофьева, размещенной 25 марта 2009, стало известно, что у Николая был брат Федор, тоже летчик. К началу 1944 г. войска Ленинградского фронта занимали оборонительные позиции на приморском плацдарме и юго-восточнее Ленинграда, южнее их действовали войска Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. Братья воевали рядом. Никто из них не вернулся домой. Их третий родной брат Иван Петрович (1923 г.р.) красноармеец 305 отдельной штрафной роты, 325 стрелковой дивизии, 2-го Прибалтийского фронта, в июне 1944 г. военным трибуналом Прибалтийского фронта приговаривается к расстрелу за дезертирство.

Нашлись еще воспоминания летчика 566-го штурмового авиаполка Леонида Сергеевича Дубровского, воевавшего вместе с Николаем Петровичем. Он писал: «За войну 200 летчиков и стрелков погибли в полку. Из тех четырех, кто со мной пришел в полк, в живых остался я один. Мы так вчетвером и держались: Коля Кузнецов, москвич, из Новогиреево, Коля Юрьев из Саратова, армянин Варгес (мы его Володей звали) Воробьян и я. Мы воевали в одной эскадрилье, выпивали вместе. Каждый день после боевых вылетов 100 грамм давали, но 100 грамм мало было, и мы всё время старались доставать самогонку. Организовывал нас Варгес. Он сочинил клятву, и мы поклялись, что живые съездят на родину погибших, расскажут родным, кто как погиб. Варгес предложил скрепить клятву кровью. Достал то ли бритву, то ли ножик, и каждому сделал надрез. Пошла кровь, и мы кровь смешали...

Первым Варгес и погиб. Погиб нелепо с адъютантом эскадрильи… Когда мы с Горского в Эстонию перелетали, он зацепился за высоковольтку. Не боевая потеря, что обидно. В феврале меня сбили, но я жив остался. Потом Коля Юрьев. Он возвращался с задания на Карельском перешейке, и попал под залп «Катюш». Потом в Восточной Пруссии погиб и Коля Кузнецов. К этому времени Коля уже был командиром нашей 3-й эскадрильи, у него уже было 100 вылетов. Сбила его крупнокалиберная зенитка, - прямым попаданием. Самолёт развалился пополам, и вместе со стрелком они погибли - кто с ним в тот день летал, видели. У него сестра осталась. И не женат он был...»

В мемуарах Ивана Иноземцева «Под крылом – Ленинград» сказано, что операции по снятию блокады Ленинграда и освобождению Ленинградской области от гитлеровских захватчиков летчики, техники, авиационные специалисты летных частей, рабочие и инженерно-технический состав авиаремонтных баз и мастерских, а также воины тыла 13-й воздушной армии с честью выполнили стоявшие перед ними задачи и внесли свой большой вклад в достижение победы над врагом. Примером стойкости и мужества служит и Николай Петрович Юрьев.

Из наградных листов на имя Юрьева Николая Петровича, найденных на сайте «Подвиг народа» видно, что он одержал не одну боевую победу. Он награжден: Орденом «Красная Звезда», Орденом отечественной войны 1 степени, Орденом «Красное Знамя», Медалью «За оборону Ленинграда», Орденом «Суворова».

Из наградных листов:

«Товарищ Юрьев на фронте Отечественной войны принимает непосредственное участие с марта 1943 г. В 566 Солнечногорском Штурмовом Авиационном полку с декабря 1942 г. в должности летчика. Переучившись на самолете ИЛ-2, боевую работу начал с марта 1943 г. За этот период времени произвел 16 успешных выполненных боевых вылетов, из них 11 вылетов в период июльского наступления Красной Армии. В бою себя ведет смело, энергично и мужественно».

«Произвел 16 боевых вылетов на Ленинградском фронте по штурмовке переднего края обороны и подходящих резервов противника. В результате штормовых действий им лично повреждено и уничтожено живой силы, и техники противника: железнодорожных вагонов 3, автомашин -15, повозок с грузом 6, подавлен огонь зенитной артиллерии 5 точек, убито пехоты до 75 человек…»

Спустя 70 лет оказалось, что у Николая Петровича есть внучка - Елена Петровна Митина. В 2015 году в школу села Курдюм от неё пришло письмо, с целью узнать какую-либо информацию о деде.

В письме Елена Петровна пишет о том, что Николай Петрович познакомился с её бабушкой, Гвоздевой Любовью Петровной, в поселке Песоченский Суворовского район Тульской области в 1943 году. В это время их дивизия базировалась на местном аэродроме. Они хотели расписаться, но Любови Петровне не было ещё 18 лет и их брак не зарегистрировали. Потом началось наступление, и лётчики полетели громить врага. В апреле 1944 у Любови Петровны родился сын Пётр. О рождении ребёнка она писала Николаю, он очень радовался рождению сына, но встретиться им было больше не суждено. Николай Петрович погиб, сына пришлось растить одной. 1 21012020

Елена Петровна никогда не видела своего дедушку, как и её отец не видел своего отца. Фотографий в семье не было, были только рассказы бабушки о Николае Петровиче. После смерти бабушки Елена Петровна вплотную занялась поиском информации о деде. И вот в 2013 году при помощи питерских поисковиков, опубликовавших документы и фотографии лётчиков, спустя 70 лет отец Елены Петровны увидел своего отца, а она дедушку.

Елена Петровна в письме рассказала о том, что на одной из обожженных фотографий принадлежавших Юрьеву Николаю Петровичу изображена её бабушка (в правом верхнем углу, с косичками), а ее отец очень похож на Николая Петровича. Это и стало подтверждением того, что они не ошиблись. Елена Петровна сожалеет, что бабушка не дожила до этого момента.

Елене Петровне было написано ответное письмо, в котором заведующий домом-музеем имени Героя Советского Союза Пономарева Петра Тихоновича Татьяна Александровна Полохова, рассказала, что новой информации о семье её деда не узнали, но память о Юрьеве Николае Петровиче в селе живет, и вся собранная информация о нем бережно хранится в музее, и каждый посетитель узнает о нашем земляке – защитнике Ленинградского неба.

Связь с Еленой Петровной поддерживается и сейчас через сайт «Одноклассники.ру». В недавнем времени в музей она прислала ещё одно обгоревшее фото – портрет её деда, который ей передали поисковики. Ещё у неё была информация о месте захоронения Николая Юрьевича. На сайте «Воинские захоронения Выборгского района Ленинградской области» нашлись фотографии братской могилы №26 Селезневское сельское поселение, посёлок Подборье, где в списках значится Юрьев Николай Петрович.

Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района