22.02.19 13:52

О стандартах воспитания и не только

В четверг, 21 февраля, на базе школы села Сторожевка прошло заседание районного методического объединения директоров общеобразовательных учреждений Татищевского муниципального района и их заместителей по воспитательной работе. Тема мероприятия - «Развитие воспитательной системы школы в целях реализации ФГОС».
До ее начала гости ознакомились с фотовыставкой, посвященной работе, выполняемой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и направленной на организацию учебы и досуга школьников. Вниманию участников совещания также была представлена выставка поделок, изготовленных учениками Сторожевской школы.

Директор средней общеобразовательной школы в Сторожевке Елена Анатольевна Никитина рассказала об истории этого учебного заведения, созданного в 50-х годах прошлого века, и с 1981 года расположенного в нынешнем его здании. Сейчас здесь обучаются 352 ученика, педагогических коллектив состоит из 33-х работников. Высшую квалификационную категорию имеют два учителя, один носит звание «Отличник народного просвещения». По инициативе главы Татищевского муниципального района Павла Васильевича Суркова в школе создана хорошая материальная база для спортивно-массовой работы. Здесь два спортзала, тренажерный комплекс, хоккейная коробка. В комплексе с высоким качеством образовательной подготовки учеников их спортивная закалка приносит результаты. За последние 5 лет школа выпустила шестерых медалистов, 11 человек из числа прошлогодних выпускников школы поступили в высшие учебные заведения. Внеурочная деятельность включает в себя участие школьников в различных конкурсах, выставках, проектно-исследовательской деятельности, посещение кружков различной направленности, участие в спортивных мероприятиях. Всего здесь 26 кружков и спортивных секций, деятельностью которых фактически полностью охвачен состав учеников.

Заместитель директора Сторожевской школы по воспитательной работе Анастасия Сергеевна Кольцова в своем выступлении отметила, что в принятых государственных стандартах впервые в истории системы отечественного школьного образования сформулирован главный компонент, напрямую связанный с ростом социального статуса воспитания в российском обществе. Речь об усилении воспитательного потенциала общего среднего образования, цель которого – обеспечение готовности учащихся к жизненному самоопределению и социальной адаптации. Одним из новшеств образовательных стандартов второго поколения стала возможность для каждого ученика и в соответствии с желанием его родителей выбрать внеклассное занятие по направлениям - духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. В Сторожевской школе особый приоритет отдан воспитанию нравственных качеств и этического сознания. Например, учащиеся школы в рамках акции «Протяни руку помощи» помогают по хозяйству пожилым людям. Много внимания здесь уделяется гражданско-патриотическому воспитанию.

- Коллектив педагогов нашей школы не один год работает над методической темой «Компетенции в обучении, воспитании и развитии учащихся», - сообщила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Викторовна Дронова. - Образовательная программа предусматривает формирование различных компетенций, то есть знаний учеников. Это касается, допустим, информационных коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Ценность этой работы определяется возможностью для учеников рассматривать определенные проблемы с позиции ученых, занимающихся научными исследованиями. Подобная исследовательская работа становится частью учебно-воспитательного процесса уже в начальной школе.

Участники заседания посмотрели видеоролик о Сторожевской школе, посетили открытые занятия в кружках «Учимся создавать проекты», «Азбука нравственного поведения», побывали на уроке мужества и мастер-классе по баскетболу.

Подводя итоги мероприятия, глава Татищевского муниципального района П.В. Сурков отметил, что тематика этого совещания, впервые проведенного в районе в нынешнем формате, значительно глубже:

- События, происходящие сегодня в стране, вызывают определенные эмоции у людей разного уровня мышления. И при этом существует социальный запрос – от власти требует обеспечить каждого всем и вся. В то же время у многих людей потеряно понимание отдачи, пользы.

Советская система образования и воспитания характеризовалась тем, что детей с начальной школы приучали быть полезными обществу, любить родину вне зависимости от каких-то материальных критериев. Мы, школьники тех лет, не давали «пристрастных» оценок ни собственной стране, ни населенному пункту, где живем, ни своей семье. Был командный дух, воспитывались лидерские качества. Теперь же, увы, приходится наблюдать отсутствие желание современной молодежи выделиться каким-то делом, позиционировать себя общественным лидером. В результате, на многих руководящих должностях – серые личности, неяркие деятели, не способные продвигать прогресс. На мой взгляд, одна из причин этого заложена в системе нынешнего школьного образования в России. Так, сдавая тестовые экзамены, ученики зависят от предлагаемого набора ответов, что приводит к общему обезличиванию воспитанников. На таких экзаменах нет необходимости размышлять в широком смысле, проявлять фантазию. Следовательно, существующая в школе система не работает в направлении развития личности. Этот ее изъян необходимо устранить, что зависит и от каждого из вас, педагогов Татищевского района.

Возьмем, к примеру, идею школьного самоуправления, - продолжил Павел Васильевич. - То, как она осуществляется, лично мне больше напоминает некую формальную игру. Наблюдаем работу «кружков самоуправления», сопровождаемых преподавателем, и только. На школьной площадке не достигаем того, что, по идее, хотели бы получить в дальнейшем от воспитанников. Конечно, не в силах школьных учителей изменить сложившуюся систему среднего образования. Однако они могут повлиять на качество учеников, если брать конкретное территориальное образование – наш район.

Каждый из нас живет в каком-то окружении, и если оно комфортное, но и само мироощущение человека становится соответствующим. Тогда мы адекватно воспринимаем других людей – без агрессии, подозрения. Причем, этот мир становится комфортным не только в силу инфраструктуры – водоснабжения, освещения и так далее, а по причине устоявшихся связей между людьми. Сегодня, наоборот, эти взаимоотношения очень напряженные. Хотя, вероятно, каждый из нас хотел бы спокойных отношений друг с другом. Поэтому надо подумать над тем, чтобы привить детям и молодежи культуру общения, поведения. Сделать так, чтобы модными стали вежливость, воспитанность, наконец, грамотная речь. Здесь возвращаемся к канонам классической педагогики, которая в прошлом, как известно, способствовала воспитанию не просто законопослушных граждан страны, а личностей с большой буквы.

О чем свидетельствуют уроки истории? Разрушенное во время Великой Отечественной войны народное хозяйство, промышленность, были восстановлены за пять лет, при том, что Советский Союз потерял более 20-и миллионов человек и столько же принял искалеченных на фронтах. И после этого страна смогла стремительно двигаться вперед. А с 2000 года топчемся на месте. Как же объяснить, что в послевоенные годы голодные, лишенные нормального жилья и одежды наши граждане смогли совершить фантастический рывок в будущее, а сейчас, когда фактически у каждого хороший дом, автомобиль, компьютер, мобильный телефон и цветной телевизор, мы так медленно двигаемся по пути всеобщего прогресса? На самом деле, тут элементарный ответ. Исчез дух энтузиазма, ответственности. Граждане отмахиваются фразой, - «Работаем, налоги платим». Не видно самой национальной идеи. Вернее, ее пытаются заимствовать у американцев. Но в США – некоренная нация в отличие от нас, живущих на своей земле тысячелетие. Наша ментальность совершенно другая. Американцы все измеряют деньгами. Стал миллионером, и ты уважаем вне зависимости от того, каким путем обеспечил себе богатство. Мы же всегда находились перед лицом военной опасности, поэтому исторически в нас заложена психология взаимопомощи. После многих потрясений наш народ поднимал себя из руин. Он был силен патриотическим чувством.

Поддерживать нормальное состояние всего, что окружает в повседневности – дорог, дворов, подъездов, должно быть не акцией «для галочки», а системой, стилем жизни. В этих действиях выражено естественное чувство любви к родному краю. Но они могут быть лишь совместными. Их инициатива должна исходить не столько от властей, сколько от рядовых сограждан, которые в свою очередь со школьной скамьи должны быть обучены выстраивать взаимоотношения.

 
Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района
Вернуться вверх