12.03.18 13:50

«Детский» вопрос

Очередное аппаратное совещание при главе муниципального района состоялось 12 марта 2018 года. О работе по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – так был обозначен вопрос повестки дня – сообщила начальник управления труда и социальной политики районной администрации Л.А. Короткова.
Одной из основных задач органа опеки и попечительства, напомнила Лидия Алексеевна, является выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и организация мероприятий по дальнейшему их жизненному устройству. Приоритетным направлением в данной работе является семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как право ребёнка жить и воспитываться в семье - одно из основных прав, которое должно быть обеспечено государством.
На территории нашей области и района в настоящее время развиваются три формы семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как альтернатива их воспитания в учреждениях интернатного типа: опека (попечительство), приемная семья, усыновление (удочерение). Устройством ребёнка является его передача органом опеки и попечительства под опеку (попечительство), в приемную семью или на усыновление.
На учете в органе опеки и попечительства в Татищевском районе состоит 142 ребенка, из них: в 68 семьях находятся под опекой (попечительством) 88 детей, в 6 приемных семьях проживают 26 детей, находятся под опекой (попечительством) по заявлениям родителей 9 детей, и 19 усыновленных (удочеренных) детей в возрасте до 18 лет.
В 2017 году в Татищевском районе было выявлено одиннадцать детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Это дети из шести семей, проживавших на территории района: в двух из них выявлено по одному ребенку, в трех семьях по два ребенка, в одной семье – три ребенка. Трое детей в двух семьях остались сиротами в связи со смертью их единственных родителей, 8 детей остались без попечения родителей по социальным причинам. Все одиннадцать детей своевременно были переданы на воспитание в семьи граждан: дети-близнецы переданы под опеку семейной паре с перспективой последующего усыновления, две девочки – сироты, 17 и 13 лет, переданы под опеку и попечительство своему отчиму, отцу их сводной третьей сестры, так как сестры не захотели быть разлученными со своей 5-летней сестрой. Остальные дети переданы под опеку их родным бабушкам. Также в 2017 году временно под опеку родственникам передавались трое детей одинокой матери, попавшей на длительное лечение в больницу. По возвращении матери из лечебного учреждения дети вернулись в семью.
На практике чаще всего основаниями для назначения опеки или попечительства над детьми служат случаи лишения родителей родительских прав или ограничения родителей в родительских правах, смерть родителей или единственного родителя, а также уклонение родителей от воспитания детей и их длительное отсутствие в жизни детей. Так, из 114 детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства, 85 - это дети родителей, лишенных родительских прав, 20 - это дети - сироты, 3 детей были при рождении оставлены матерями в родильном доме, причем в отношении одного ребенка мать неизвестна, и 6 детей, родители которых оставили их без содержания на попечение родственников и длительное время не участвуют в жизни своих детей.
Своевременное выявление детей, нуждающихся в защите их прав и интересов, это общая задача. Статьей 56 и 122 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц, организаций и иных граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, а также о детях, находящихся без попечения родителей, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Это могут быть родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа, суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических учреждений, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.
При получении информации о ребенке, находящемся без попечения родителей, орган опеки и попечительства в трехдневный срок проводит обследование условий жизни ребенка, делает вывод о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения либо о наличии условий, препятствующих нормальному воспитанию или развитию ребенка, устанавливает причины, по которым ребенок остался без родительского попечения. В зависимости от выявленных обстоятельств ребенок либо незамедлительно определяется в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения либо остается на попечении родственников или иных лиц, пожелавших принять его под предварительную опеку (попечительство) на срок до шести месяцев и в исключительных случаях до 8 месяцев. Предварительная опека (попечительство) не является устройством ребенка в семью, но позволяет в интересах ребенка не помещать его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставляя его на временное попечение родственникам или близким ему людям до его устройства. Назначается временный опекун (попечитель) на основании предъявленного удостоверения личности (это должен быть совершеннолетний дееспособный гражданин) и акта обследования условий его жизни, проведенного органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина. Временно назначенный опекун (попечитель) имеет возможность в течение установленного срока предварительной опеки (попечительства) собрать необходимые документы для назначения его опекуном (попечителем) в общеустановленном порядке. Если временно назначенный опекун (попечитель) не имеет намерений быть в дальнейшем опекуном (попечителем) ребенка, то у органа опеки и попечительства остается обязанность в месячный срок обеспечить ребенку семейное устройство. В прошедшем году из 11 случаев назначения опеки (попечительства) в 7 случаях назначалась предварительная опека (попечительство). Из всех случаев назначения предварительной опеки за последние семь лет только в единственном случае временно назначенный опекун не стал в дальнейшем опекуном ребенка, и это было решение органа опеки и попечительства, принятое в интересах ребенка.
При передаче ребенка на семейное воспитание на органах опеки и попечительства лежит большая ответственность за выбор замещающих родителей для ребенка. Органу опеки и попечительства при принятии решения о назначении гражданина опекуном (попечителем), а также в случае дачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), усыновителем, кроме изучения формального набора документов, предоставляемых гражданином, необходимо выяснить мотив гражданина, изъявившего желание стать опекуном (попечителем), усыновителем, учесть его личные качества и определить способность гражданина исполнять обязанности по воспитанию ребенка. И здесь, конечно, приходится учитывать большую степень субъективного характера оценки. В случае сомнения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть замещающим родителем ему может быть предложено пройти специальное психологическое обследование для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина всемью, но оно не является для гражданина обязательным. Специалисты опеки и попечительства нередко обращаются к должностным лицам организаций и учреждений, администраций муниципальных образований с целью получения характеристики на того или иного гражданина, изъявившего желание стать замещающим родителем, и хотелось бы, чтобы полученные органом опеки и попечительства документы содержали насколько это возможно объективную информацию о гражданине.
Приоритетной формой семейного устройства является усыновление (удочерение). Данная форма семейного устройства требует от кандидата в усыновители определенного уровня семейного дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку доход в размере не ниже прожиточного минимума. И нередко при обращении граждан в орган опеки и попечительства за заключением о возможности быть усыновителями уже на этапе консультации выясняется, что семья не может подтвердить документально необходимый уровень своего дохода, так как граждане работают либо неофициально, либо получают «серую» заработную плату. В случаях же назначения гражданина опекуном или попечителем размер его дохода значения не имеет, и гражданин, ставший опекуном (попечителем), впоследствии может усыновить (удочерить) своего подопечного ребенка. В 2016 и 2017 годах двое подопечных детей, стоящих на учете в органе опеки и попечительства, были усыновлены своими опекунами.
Одной из основных причин выявления детей, оставшихся без родительского попечения, является уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, и это характерно, прежде всего, для социально опасных семей.
В семейном законодательстве, продолжила Л.А. Короткова, сравнительно недавно появилась такая форма опеки как опека по заявлению родителей, позволяющая передавать на определенный срок законное представительство родителей лицам по выбору родителей. И для этого у родителей должна быть уважительная причина, по которой они не могут временно исполнять свои родительские обязанности; обычно такой причиной называется необходимость трудоустройства родителей в значительной территориальной удаленности от места жительства. Опекунами, как правило, становятся бабушки или дедушки детей, реже иные родственники. Такая опека не всегда благо для детей. В некоторых случаях родители, законно оставляя своих детей на попечение родственников, впоследствии утрачивают с ними связь, перестают содержать детей, интересоваться жизнью и здоровьем детей, проявлять в какой-либо форме участие в жизни детей, что собственно и является основанием для лишения их родительских прав. В 2017 году были таким образом лишены родительских прав трое родителей в отношении двоих детей, в 2016 году - двое одиноких родителей в отношении четырех детей. Дети, приобретая в этом случае статус детей, оставшихся без попечения родителей, получают право на государственное содержание.
Органом опеки и попечительства проводится в необходимых случаях также работа по восстановлению детско-родительских связей и семейных отношений в случае, если родители изменили свое отношение к детям, и не без основания желают вернуть себе ребенка. В настоящее время рассматривается вопрос о возврате ребенка одной из матерей, оставившей в свое время ребенка в роддоме. Уже длительное время женщина проявляет заботу о ребенке, интересуется его жизнью и здоровьем, участвует в содержании ребенка. Совместными усилиями органа опеки и попечительства, опекунов и попечителей, а также специализированных служб удается длительное время избегать случаев отказа от подопечных детей их опекунами и попечителями, как и отказов детей проживать в семьях опекунов.
В период с 2011 по 2017 годы все дети, выявленные на территории района как оставшиеся без попечения родителей, органом опеки и попечительства были устроены на семейные формы воспитания. И поэтому можно говорить о том, что на территории нашего района задача приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, выполняется в полном объеме.
Кроме того, в продолжение совещания, глава района П.В. Сурков обратил особое внимание присутствующих на возможность возникновения текущей весной паводка. Погодные условия могут спровоцировать ЧС в населенных пунктах, расположенных рядом с реками Идолгой и Курдюм. При этом внимание ответственным должностным лицам следует уделить не только крупным прудам, но и водоёмам частных хозяйств, которые зачастую несанкционированно перекрывают их для водопоя скота. Морозы паводок не отменят, календарная весна может принести мгновенную оттепель, поэтому всем необходимо быть максимально готовыми к любому развитию ситуаций, подчеркнул Павел Васильевич.
 
 
Отдел организационного обеспечения и взаимодействия с территориями администрации муниципального района
Вернуться вверх