• В районе будет работать выездная приемная депутата Государственной Думы по Саратовскому одномандатному избирательному округу № 163 Вячеслава Викторовича Володина

  • Военная служба по контракту

  • Уважаемые жители Татищевского района!

  • Уважаемые жители поселка Татищево!


31.05.17 14:57

Основы кукловождения

В современном мире театрализованная деятельность все шире используется как средство обучения и развития детей. Разыгранные пьесы и этюды в разных видах кукольного театра формируют у детей интерес к выполнению бытовой деятельности, поясняя смысл нравственных норм (использования этикетных слов, способов разрешения конфликтных ситуаций), приобщая детей к произведениям художественной литературы, формируя интерес к театру, наконец, формируя у детей элементарные исполнительские умения для использования их в театрализованных играх и театрализованной деятельности.

В Центральном доме культуры р.п. Татищево 30 мая состоялся семинар-практикум «Основы кукловождения» для руководителей клубных формирований и художественных руководителей учреждений культуры Татищевского района. Семинар подготовила и провела Татьяна Евгеньевна Стырова – режиссёр Народного театра кукол «Светлячок» Центрального дома культуры р. п. Татищево.

Народный театр кукол «Светлячок» хорошо известен в Татищевском районе и за его пределами, ведь он неоднократно становился Лауреатом и Дипломантом творческих конкурсов различного уровня и масштаба, в том числе и Всероссийских. Долгие годы Татьяна Евгеньевна уверенно ведёт свой коллектив к победе.

Для работников культуры Татьяна Евгеньевна проводит семинары не в первый раз, и если на предыдущем семинаре она рассказывала об организации и проведении кукольных спектаклей, знакомила коллег с технологией изготовления планшетных кукол и их механическим устройством, то на этот раз Татьяна Евгеньевна решила погрузить участников семинара в мир тонкостей, нюансов и секретов техники кукловождения.

Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Если исполнитель не сам сделал свою куклу, то, прежде всего, он знакомится с ее техническим устройством, способом управления, пробует, насколько удобно пригнаны патронки, трости, нити и другие детали. Исполнитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них конкретные задания как близкие к его роли, так и выходящие за ее пределы. В этот период он может свободно импровизировать с ней различные движения.

Один из основных секретов кукловождения состоит в том, чтобы соразмерять движения куклы с ее масштабом. Соразмеряясь с масштабом собственного тела, люди часто делают ошибку, заставляя куклу двигаться размашисто и резко. Движения куклы должны быть чёткими, мелкими и очень точными: чуть кукла склонила голову – она уже загрустила, чуть двинулась вперед – это уже целый шаг.

Голос актера должен «сливаться» с куклой. Для этого выбираются ведущие характеристики образа и для них подбираются интонации, тембр и ритм речи. У каждого персонажа эти характеристики не должны совпадать с другими персонажами. Необходимо помнить: движения куклы и ее речь определяются, прежде всего, характером персонажа, его внешними особенностями и внутренним наполнением роли. Поэтому перед работой с куклой необходимо составить «банк интонаций», определяющий диапазон высоты голосов персонажей в спектакле (кто из персонажей говорит выше всех, кто – ниже всех, кто занимает промежуточные позиции; чья речь должна быть громче, чья тише; как выразить интонацией радость, печаль, страх, удивление и т.п.). Причём такой «банк» не должен становиться раз и навсегда застывшим для какого-либо персонажа: в разных произведениях волк может быть жестоким, добрым и глуповатым, или очень злым. Всякий раз интонация персонажа будет меняться. В то же время для начинающего кукловода «банк» послужит инструментом поиска средств речевой выразительности, поможет создать интересный спектакль.

Татьяна Евгеньевна рассказала и показала присутствующим, как правильно работать запястьем, кистями рук и пальцами при исходной позиции, при движении корпуса, головы и ног, при исполнении поклона, при имитации эмоций и много других очень важных и интересных моментов. В общем, конечно же, необходимо, чтобы в целом кукольное представление было ярким, запоминающимся зрелищем, чтобы куклы оживали в руках и переносили зрителя в другой мир. И только соблюдая все правила и тонкости, одновременно вкладывая в куклу свою душу, можно добиться такого эффекта.

Участники семинара получили колоссальный опыт, мастер-класс получился очень интересным и содержательным. Подобные мероприятия очень важны для творческого человека: новые встречи, обмен опытом, новые впечатления, а также возможность получить новые знания для применения в работе с детьми. Ведь кукловождение - не просто развлечение и веселое времяпровождение, а целая методика с замечательным обучающим и воспитательным эффектом, которая помогает ребенку разобраться в основных социальных понятиях и принципах, а также творчески развиваться.

 

Управление культуры и общественных отношений администрации муниципального района