25.03.16 14:20

«Союзмультфильму» — 80 лет

«Союзмультфильм» крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов, основанная в Москве 10 июня 1936 года. Располагается по адресу: Москва, ул.Долгоруковская, 25. Является одним из учредителей Ассоциации Анимационного Кино. На студии снято более 1500 мультфильмов.

250320161323Студия «Союздетмультфильм» создана 10 июня 1936 года из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино и Межрабпромфильма, а с 20 августа 1937 года её переименовали в «Союзмультфильм». Хотя приказ о создании студии был подписан начальником Главного Управления кинофотопромышленности, считается, что решение о создании студии мультипликационных фильмов исходило лично от И.В.Сталина. Для студии были выделены помещения закрытых Советской властью церквей: Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения «что на Песках» в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращен Русской Православной Церкви, а храм на улице Долгоруковской не возвращен РПЦ до сих пор. В настоящее время здание на Долгоруковской улице дом 25 находится в федеральной собственности и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм».

Первые годы

В штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино – Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов и другие.

Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы, в первую очередь, фильмы В.Сутеева: «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?». С 1937 года студия снимает цветные фильмы. С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) – натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой.

С 1939 по 1941 год на студии создаются фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа, – «Лимпопо» и «Бармалей» Л.Амальрика и В.Полковникова, «Мойдодыр» И.Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» В.Сутеева и другие.

В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных на качественные показатели выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов, и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).

Военное время

В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд армии.

С октября 1941 года начинается эвакуация части студии в Самарканд, туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко. В 1943 году«Союзмультфильм» возвращается в Москву.

В годы войны производство фильмов идёт очень медленно, сказывается отсутствие материалов, тяжёлые условия работы, кадровый голод. Наиболее значительные фильмы военного времени: «Ёлка» П.Носова и М.Цехановского, «Краденое солнце» И.Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» и «Синдбад-мореход» сестёр Брумберг, «Телефон» М.Цехановского.

После войны

В послевоенное время идеологические кампании 1946-1953 годов, в том числе «борьба с диснеевщиной», покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» детского мультфильма.

Наиболее яркие работы «Союзмультфильма» второй половины 1940-х годов полнометражный рисованный фильм «Конёк-Горбунок» И.Иванова-Вано, картины «Пропавшая грамота» и «Федя Зайцев» сестёр Брумберг, фильм «Серая Шейка» Л.Амальрика и В.Полковникова, цветная версия довоенного фильма «Квартет» А.Иванова, лента М.Цехановского «Цветик-семицветик».

В 1947 году на кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это первая награда студии.

Пятидесятые

В первой половине 1950-х годов студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении «эклера». Среди наиболее ярких работ этого периода: «Каштанка» М.Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л.Атаманова, «Снегурочка» И.Иванова-Вано, «Непослушный котёнок» М.Пащенко, «Волшебный магазин» Л.Амальрика и В.Полковникова, «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники» М.Пащенко. С 1955 года режиссёры и художники студии постепенно отказываются от натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр. Лев Атаманов реализует первый опыт закрепления за конкретным мультипликатором роли определённого персонажа (в фильме «Снежная королева» Оле-Лукойе «сыгран» Федором Хитруком).

Среди наиболее известных работ студии в 1955-1959 годах – полнометражные фильмы «Заколдованный мальчик» В.Полковникова и А.Снежко-Блоцкой и «Снежная королева» Л.Атаманова, картины «В некотором царстве» И.Иванова-Вано, «Ореховый прутик» И.Аксенчука, «Необыкновенный матч» М.Пащенко и Б.Дёжкина, «Кораблик» и «Кошкин дом» Л.Амальрика, «В яранге горит огонь» О.Ходатаевой, «Остров ошибок» сестёр Брумберг, «Петя и Красная Шапочка» и «Приключения Мурзилки» Е.Райковского и Б.Степанцева, «Чудесница» А.Иванова.

Шестидесятые

В начале 1960-х годов резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов. Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.

Рубеж 1950-60-х годов на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 году совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: «Козлёнок» Р.Давыдова, «Ключ» Л.Атаманова, «Большие неприятности» сестёр Брумберг, «Две сказки» Л.Амальрика, «Дикие лебеди» В.Цехановского, «История одного преступления» Ф.Хитрука, «Мир дому твоему» В.Никитина и И.Николаева, «Баня» А.Карановича и С.Юткевича и другие.

Творческий рывок

С 1960 года непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В группе Ф.Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы («Летающий пролетарий» И.Иванова-Вано и И.Боярского).

Яркие работы «Союзмультфильма» шестидесятых годов«Левша» И.Иванова-Вано, «Скамейка» и «Балерина на корабле» Л.Атаманова, «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л.Амальрика, «Тараканище» и «Кот-рыболов» В.Полковникова, «Акционеры» Р.Давыдова, «Чиполлино» и «Снежные дорожки» Б.Дёжкина, «Вовка в Тридевятом царстве» и «Окно» Б.Степанцева, «Кот в сапогах» сестёр Брумберг, «Русалочка» И.Аксенчука, «Паровозик из Ромашкова» В.Дегтярёва, «Баранкин, будь человеком!», «Дочь Солнца» и «Рикки-Тикки-Тави» А.Снежко-Блоцкой, «Будильник» и «Бабушкин зонтик» Л.Мильчина, «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Человек в рамке» и «Фильм, фильм, фильм» Ф.Хитрука, «Межа» В.Котёночкина, «Шпионские страсти» Е.Гамбурга, «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» А.Хржановского, «Песенка мышонка» Ю.Прыткова и другие.

250320161325Среди известных фильмов кукольного объединения 1960-х годов«Варежка» Р.Качанова, «Кто сказал мяу?» и «Козлёнок, который считал до десяти» В.Дегтярёва. В эти годы в режиссуру приходят Вадим Курчевский («Мой зеленый крокодил», «Легенда о Григе», «Франтишек»), Николай Серебряков («Я жду птенца», «Не в шляпе счастье», «Клубок»), Михаил Каменецкий и Иван Уфимцев («Чьи в лесу шишки?»).

Постоянные персонажи «серийных» фильмов 1960-80-х годов становятся любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р.Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б.Степанцева, «Умка» В.Пекаря и В.Попова, «Ну, погоди!» В.Котёночкина, «Бременские музыканты» И. Ковалевской, «Винни Пух» Ф.Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р.Качанова и другие.

Время расцвета

В 70-80-е годы«Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе. По состоянию на начало восьмидесятых годов картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. К концу восьмидесятых на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает тысячу.

Ярчайшим явлением 70-80-х годов стал мультипликационный сборник «Весёлая карусель», организованный группой мультипликаторов: А.Петровым, Г.Бариновой, Г.Сокольским, Л.Носыревым и В.Угаровым. В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.

Новаторство

В шестидесятые - восьмидесятые годы многие режиссёры на «Союзмультфильме» разрабатывают собственные тематические и жанровые направления: Инесса Ковалевская – музыкальный фильм «Катерок», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «В порту»; Роман Давыдов – экранизации эпоса и историческое кино «Детство Ратибора», «Василиса Микулишна»; Фёдор Хитрук – фильмы-притчи «Остров», «Икар и мудрецы»; Борис Дёжкин – фильм-концерт и спортивный фильм «Метеор на ринге», «В гостях у лета», «Футбольные звёзды»; Иван Иванов-Вано – фильмы на национально-фольклорном материале «Времена года», «Сеча при Керженце», совместно с Ю.Б.Норштейном, «Волшебное озеро», совместно с И.Я.Боярским; Роман Качанов – лирико-юмористические детские картины «Письмо», «Аврора», «Наследство волшебника Бахрама»; Ефим Гамбург – пародийный и сатирический фильм «Голубой щенок», «Ограбление по…», «Пёс в сапогах»; Леонид Носырев – экранизации произведений Степана Писахова и Бориса Шергина «Не любо – не слушай», «Дождь», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы», «Поморская быль»; Владимир Пекарь – «этнографическую» серию «Легенды перуанских индейцев», «Говорящие руки Траванкора», «Загадка Сфинкса»; Владимир Тарасов – фантастику «Зеркало времени», «Контакт», «Пуговица», «Перевал».

250320161327Продолжают работать признанные мастера рисованного кино: Лев Атаманов «Пони бегает по кругу», цикл «Котёнок по имени Гав», Борис Степанцев «Щелкунчик», Лев Мильчин «Стойкий оловянный солдатик», Владимир Попов «Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино». Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Караваев «Дед Мороз и лето», «Премудрый пескарь», Геннадий Сокольский «Птичка Тари», «Замок лгунов», Валерий Угаров «Шкатулка с секретом», цикл «На задней парте», «Халиф-аист», Галина Баринова «Страшная история». Анатолий Петров разрабатывает собственную технологию получения движущегося рисованного «объёмного» изображения – так называемую«фотографику» «И мама меня простит», «Полигон». Другие мастера кукольного объединения по-прежнему основное внимание уделяют детской аудитории: М.Каменецкий – «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И. Уфимцев – цикл «38 попугаев», В.Дегтярёв — «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка». Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление — «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором А.Б.Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» получают мировое признание.

Восьмидесятые

К началу восьмидесятых годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров «Жил-был пёс», «Путешествие муравья» и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами «Конфликт», «Брэк!», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы».

Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Ю.Норштейна, «Геракл у Адмета» А. Петрова и другие.

Начало реформ

С первых лет перестройки ставится вопрос о реорганизации работы студии. В апреле 1988 года на студии формируются пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А.Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В.Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А.Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В.Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В. Курчевский), а также автономная мастерская Ю.Норштейна. Однако эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.

К концу восьмидесятых годов студия переживает сразу несколько кризисов – кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, ряд мастеров покидает студию. В первой половине девяностых годов студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение.

Девяностые

В 1989 году«Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года

В девяностых годах «Союзмультфильм» работает и как производственная база для других студий («Кристмас Филмз», «Аргус Интернейшнл», Школа-студия «ШАР», «Ренешанс», «Студия 13», «Крис», «Полинкевич»). Среди лучших фильмов, снятых на студии в эти годы: «Мартынко» Э.Назарова, «Возвращение блудного попугая» В.Караваева, «Серый волк энд Красная шапочка» Г.Бардина, «Пейзаж с можжевельником» А.Хржановского, «Машенька» С.Олифиренко, «Теремок» С.Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е.Гаврилко, «Кот и К°» А.Гурьева, «Нити» И.Максимова, «Медвежуть» А.Туркуса, А.Шелманова, В.Кафанова, «Про любовь и муху» А.Ушакова, «Влюбчивая ворона» М.Муат.

Кризис

В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование произведённых ими фильмов. Это привлекает к «Союзмультфильму» внимание криминалитета. 250320161328В этом же году директором студии становится С.Скулябин. В 1996 году начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году С.Скулябина увольняют, но в августе этого же года он силой осуществляет захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме оккупации. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование захваченной студии. 30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм». В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов. В 1999 году студия акционируется и покидает Москву, в 2001 году прекращается производство и фактически ликвидируется штат работников.

Преобразования

В 2004 году принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», занимающийся эксплуатацией коллекции фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмультфильм»», где сосредоточено кинопроизводство.

Постепенно происходит техническое переоснащение студии. Начинается работа над полнометражным кукольным фильмом Станислава Соколова «Гофманиада», в 2010 году окончена первая часть картины – «Вероника», завершение всего фильма ожидается к началу 2016 года. В 2008-2009 годах Фильмофонд преобразуется в «Объединённую государственную киноколлекцию» (ОГК). К этому времени ТПО «Союзмультфильм» находится на грани разорения и банкротства. Безраздельное владение ОГК правами на персонажи, ничтожность авторских отчислений, непрозрачность их расчётов и плачевное положение студии вызывают возмущение бывших сотрудников «Союзмультфильма», выразившееся в ряде открытых писем Президенту РФ.

В 2011 году В.Путин на встрече с режиссёрами-аниматорами принимает решение об упразднении ОГК и передачи коллекции в ведение ТПО.

В настоящее время

Студия «Союзмультфильм» существует за счёт использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации.

Больше 10 лет длится работа над полнометражным, кукольным мультфильмом «Гофманиада», который был начат в 2001 году и планируется к завершению в 2016.

9 июня 2011 года, накануне 75-летия студии, российские мультипликаторы — Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров — опубликовали в «Новой газете» открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, в котором призвали российские власти сделать государственную студию мультипликационных фильмов «национальным проектом» и выделить «невозвратное финансирование в объёме 250—300 миллионов рублей в течение восьми лет».

Экспозиция Студии «Союзмультфильм» и «РЖД»: «Режиссёры киностудии «Союзмультфильм». Москва, Площадь Тверской заставы. 2014 год.250320161330

В 2013 году запустилось производство новой короткометражной анимации для детей, снимаются новые выпуски мультсборника «Весёлая карусель», сценарий для которых может написать любой желающий.

В ближайших планах — детские сериалы и полнометражные фильмы, а также переезд на новое место. Разрабатываются программы для центра творческого развития детей, планируется открыть профессиональные курсы анимации, детскую анимационную студию и «Музей анимации». Работа над этими проектами уже началась.

На обновленной студии был снят мультфильм «Привередливая мышка», который получил немало наград, в том числе и международных. Также на обновлённой студии выпустили мультфильм «ПЫК-ПЫК-ПЫК», который участвовал в различных фестивалях и получил большое количество наград. Идут съёмки полнометражного мультфильма «Суворов» о подвигах великого русского полководца Александра Суворова.

Эмблемы киностудии

250320161331Со времени создания киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году её эмблемой было изображение отрезка киноплёнки, намотанной на карандаш. Этот символ употреблялся непоследовательно (чаще всего игнорировался) и с течением лет был забыт, его можно увидеть, например, в первом выпуске «Ну, погоди!».

В послевоенный период единой официальной эмблемы у студии уже не было. В 1960-е и 1970-е годы ведущие режиссёры пытались использовать свои индивидуальные символы: так, фильмы сестёр Брумберг открывались изображением рисованного человечка из фильма «Федя Зайцев». Чаще всего употреблялось простое написание названия «Союзмультфильм» в одну или в три строки.

С конца 1970-х до начала 1990-х эмблемой киностудии был Чебурашка из фильмов Романа Качанова. Чебурашка также до конца 2010-х был изображён на вывеске самой киностудии.

В 1992 году Леонид Каюков создал новую эмблему, имевшую цвета российского флага. Эта эмблема не прижилась и в настоящее время снова используется эмблема с Чебурашкой, которая обычно публикуется на обложках видеоносителей, в частности, киновидеообъединения «Крупный план».250320161332

На официальном сайте ФГУП «Союзмультфильм» в качестве символа используется простая надпись названия студии в одну строку, исполненная художественным шрифтом, близким к работам Е.Мигунова. В таком виде она фигурировала в фильмах «Непьющий Воробей», «Знакомые картинки», «Ну, погоди!» и других.

Хронология

25032016133410 июня 1936 — образование киностудии «Союздетмультфильм».

1936 выпущен первый мультфильм «В Африке жарко».

20 августа 1937 — переименование «Союздетмультфильм» в «Союзмультфильм».

1937начало съёмок цветных мультфильмов.

октябрь 1941 — эвакуация в Самарканд.

1940 - Сказка о Попе и о работнике его Балде.

1942переход М.Пащенко из «Ленфильма» на «Союзмультфильм» в связи с роспуском мультипликационной студии при «Ленфильме» (М.Цехановский пришёл на Союзмультфильм в 1944 году).

май-июнь 1943 — возвращение из эвакуации в Москву.

1945выходит первый полнометражный мультфильм «Пропавшая грамота».

1946переезд в помещение на ул.Каляевская, № 23а.

1956 переезд в помещение в Спасопесковском переулке.

1991—1992распад СССР и реорганизация Госкино СССР в Госкино РФ.

июнь 1999 — создание предприятия «Киностудия «Союзмультфильм»».

2003 год — распоряжением Правительства РФ из киностудии «Союзмультфильм» выделяется Творческо-производственное объединение (ТПО) «Союзмультфильм», а сама киностудия переименовывается в Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм»».

10 июня 2011 - «Союзмультфильм» отметил 75-летие.

10 июня 2016 «Союзмультфильму» исполнится 80 лет.