02.04.18 15:52

Интеграция как одно из условий успешной реализации стандартов второго поколения

В конце марта на базе Татищевского лицея состоялось заседание районного методического объединения учителей музыки. Началось заседание с прослушивания произведения К.Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»). Руководитель РМО Оксана Анатольевна Бобякина предложила педагогам разбиться на 3 группы (1 - музыканты, 2 - художники и 3 - литераторы) и ответить на вопросы.
Рассматривая произведение К.Сен-Санса «Лебедь» во взаимосвязи с разными областями искусства, педагоги подошли к теме третьего заседания «Интеграция как одно из условий успешной реализации стандартов второго поколения». Оксана Анатольевна отметила, что введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Раскрывая сущность вопроса «Интеграция как средство развития творческого потенциала учащихся» Наталья Геннадьевна Кузяева, учитель музыки школы с.Ягодная Поляна, в ходе обмена опытом работы отметила, что на интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек - общество - природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких предметов как музыка и история, музыка и литература, изобразительное искусство и музыка, эти предметы просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Картины Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством. Наталья Геннадьевна также является учителем русского языка и литературы, как человек творческий на своих уроках литературы очень часто использует силу музыки.
2042018 IMG 20180327 093648О духовно-нравственном воспитании на уроках музыки рассказала Анжела Викторовна Игнатьева, учителя музыки школы с.Широкое. Анжела Викторовна с сожалением констатировала, что фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанных с экономическими кризисами, экологическими катастрофами, разрушающе действует на психику детей, и все это сказывается на духовном состоянии школьников. А музыка как один из самых любимых видов искусства детей способна предлагать пути духовно-нравственной активности гармонизации душевных сил и противовес страстям жизни. Анжела Викторовна считает, что приоритетным направлением содержания программы «Музыка» является русская музыкальная культура, которая неразрывно связанна с духовностью. В качестве примера привела уроки «Русь колокольная», «Фрески Софии Киевской», «Неукротимым духом своим он укротил зло», «Хоровой духовный концерт», «Судьбы героев оперы «Юнона и Авось». В конце своего выступления Анжела Викторовна сказала, что искусство - это прежде всего воспитание души, чувств, уважение духовных ценностей, оно не только отражает жизнь, но и формирует её, создает представление о прекрасном, учит состраданию, взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как мы поступаем.
По окончании заседания каждый педагог (многие учителя музыки - это совместители, учителя начальных классов, истории и обществознания, русского языка и литературы, биологии) рассказал, как свои основные знания применяют на уроках музыки, а это даёт безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными для учеников.
 
 
Управление образования администрации муниципального района