Воду подала… гражданская инициатива

27.09.17 10:00
Едва ли бы поверил механизатор Валерий Кудрявцев, скажи односельчане лет 10 назад, что ему придётся заняться водоснабжением части Октябрьского Городка. Но сложившаяся критическая ситуация с водой вынудила жителей создать один из первых в районе «водный» потребительский кооператив.
«А без воды…»
…Для многих остаётся по-прежнему привычным, что появившиеся в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, с момента зарождения в Советском Союзе частного предпринимательства, первые кооперативы имели исключительно торговую направленность и работали по пресловутой и дающей «быстрые и большие деньги» системе перепродажи и перекупки товаров и продуктов и практически без производства промышленных товаров и продуктов питания и насыщения ими рынка. А тут вдруг в 2010 году зарождается кооператив по водоснабжению!
И вовсе не на пустом месте, и не ради зарабатывания барыша на бьющей из подземного ключа питьевой воде, которую следовало бутилировать и продавать. Деньги тут не причём, да и ключевая вода обошла стороной эти места. Причиной стала постигшая Октябрьский Городок «водная засуха». С распадом в начале девяностых годов местного колхоза «Октябрьский» и обесточки за долги бывшей на балансе колхоза, а затем и СПК, водонапорной башни, забор воды прекратился. Вмиг вода стала головной болью местных жителей.
- Состояние с водоснабжением можно было назвать удручающим и безнадёжным, - считает сейчас член кооператива Алла Жигунова, - в начале лета 2010 года мы остались без воды, и начались проблемы. Из колодцев и речки кто как и на чём мог – на мотоциклах или на машинах – возили воду домой. У кого машин нет – черпали воду из колодцев ведрами и на себе носили домой. Да и качество воды, конечно, совсем не то, что было в водопроводе.
Создавшаяся ситуация требовала принятия незамедлительных мер. Перебирая различные варианты поступления воды в свои дома и летом на огороды жители улицы Молодёжной пришли к единственному верному решению взять в свои руки незнакомый многим из них вариант обеспечения себя водой, верно рассудив, что никто, кроме них самих, этого не сможет сделать. И тогда возникла идея создать «водный» потребительский кооператив.
Юридическую форму такого сообщества подсказала Светлана Андрианова (на тот момент заместитель главы сельской администрации). Когда в очередной раз люди собрались на улице обсудить способ оперативного выхода из создавшегося почти катастрофического положения, она подсказала им разумный путь – статус и форму именно кооператива - и взялась помочь оформить документы. Её содействие оказалось действенным. Чуть позже, после организационного собрания, приступая к оформлению необходимых документов, инициативная группа даже не могла себе представить, сколько нужных документов придётся оформлять и сколько кабинетов придётся обойти для согласования и утверждения.
«Кто оформит документов пачку - тот получит водокачку»
Тогда-то всё закрутилось и завертелось. На общем собрании остро нуждавшиеся в воде жильцы почти семи десятков домов (улиц Молодёжная, Дружбы и малой части Уханова) поддержали идею, избрали совет, ревизионную комиссию и – единогласно - председателя в лице Валерия Кудрявцева, потому как человек с положительной репутацией и, работая ещё в колхозе, качал воду в водонапорную башню, знал специфику её обслуживания.
- Постороннему даже невозможно представить, что нам пришлось сделать, начиная с документального оформления – лицензии, Устава, должностных инструкций каждого работника, регистрации в налоговом органе, открытие расчётного счёта в банке, согласовании с различными профильными ведомствами, - вспоминает Алла Жигунова. - Мы несколько раз возили воду на биологический, химический и радиационный анализы, на основе положительных для нас результатов нам спустя долгое время выдали оформленную лицензию. Так мы осилили все необходимые процедуры. Всё было сделано по закону, и также, соблюдая закон, мы действуем и сейчас.
Если та самая доставшаяся в наследство от распавшегося колхоза башня по-прежнему аккумулирует в себе накачанную воду для последующего её подачи потребителям и способна прослужить ещё неопределённое время, то трубы водовода, по которым она текла до домов, оказались в плохом состоянии. Пришлось решать дилемму: или с долей беспокойства жить при старом водоводе, часто «затыкая» на старых трубах образовавшиеся дыры, или, потратив солидные вложения на его замену, обеспечить себе, домам и огородам постоянное пользование водой. Ничего не оставалось делать, как решиться на замену труб полипропиленовыми, триста метров которой (а это солидная помощь!) приобрела администрация района, а жители оплатили работы по их укладке, монтажу и врезке, многие лично участвовали в этой поистине народной стройке, что позволило довольно быстро завершить все работы и спасти от вероятных порывов достаточно проблемный по своему состоянию водовод, рвавшийся чаще особенно зимой, и гарантировало бесперебойную подачу воды.
Задавая Алле Геннадиевне риторический вопрос, оправдал ли себя кооператив, помог ли он обеспечить бесперебойную подачу воды, я неожиданно услышал не только положительный ответ, но и реалии и трудности, с которыми они сталкиваются ежедневно:
- Очень трудно, очень сложно работать: мы не коммерческая организация, то есть у нас нет прибыли. Все денежные средства, как говорится, тютелька-в-тютельку: члены кооператива оплачивают по тарифу за кубометры потреблённой воды по счётчикам, или по нормативу (как на улице Дружбы присоединившейся к нам в процессе оформления ПК), один кубометр стоит 28 рублей и оплачивается жильцами домов по зарегистрированным бланкам строгой финансовой отчётности, они в налоговой инспекции зафиксированы, и потом деньги перечисляют на наш расчётный счёт, с которого мы перечисляем и электроснабжающей организации, и уплачиваем обязательные платежи. Пока это нас устраивает, но если время изменится и придётся работать по-другому, то, конечно, примем новшества законодательства.
Вода по-прежнему довольно-таки неплохая и завышена только по двум критериям: жёсткость, которая от избытка железа, и мутность. Называя эти минусы, Алла Жигунова считает, что качество воды можно улучшить за счёт системной очистки ещё до подачи в водопровод, однако это благо стоит очень дорого и не карману «Источнику».
- Пока ни мы, ни местная администрация финансово не могут позволить себе это для нас больших денег, может, кто-то может себе позволить, но мы…
Кроме «Источника», есть в Октябрьском Городке ещё один идентичный и юридически обособленный от него кооператив – «Родник». Главное – люди вышли из сложнейшего положения и благодаря гражданской инициативе взяли в свои руки и окончательно стабилизировали процесс подачи воды в свои дома.
«Башня Кудрявцева», или «Главный по воде» на улице Молодёжной
Если честно, иной кандидатуры на должность председателя кооператива тогда не существовало, и голосованием председателем «Источника» выбрали Валерия Кудрявцева, рассудив, что, во-первых, тот по специальности механизатор и разбирается в технике, да ещё имеет специальный допуск для обслуживания электрических агрегатов высокого напряжения, во-вторых, как пенсионер имеет немало свободного времени для обслуживания простой, но с «характером» системы водоснабжения, в-третьих, та самая требовавшая своей реанимации водокачка высотою в шестнадцать метров вплотную примыкает к его дому, что позволяет ему без удаления на приличные расстояния практически от домашнего порога управлять спасительной для сельчан «насоской».
Так Валерий Васильевич Кудрявцев в свой пенсионерский возраст вернулся к старой, но в новом качестве председателя кооператива специальности водоснабженца приблизительно третьей части Октябрьского Городка: водоснабжение двух остальных третей села взяли на себя жильцы других улиц и сельскохозяйственный техникум. Как и другие нуждающиеся в стабильном водоснабжении жильцы, Кудрявцев тоже остро нуждался в нём и потому не мог снова не взяться за это старое дело, не сулившее ему, особенно в первые месяцы, никакого спокойствия и, напротив, нагрузившего на него тяжёлую ношу организационных дел для регистрации кооператива в различных районных и областных инстанциях. В его водопроводном хозяйстве оказались две давно пробуренные на глубине 140 и 145 метров скважины, два насоса с приводящими их в движение электрощитами, старые водонапорная башня для накопления накачанной воды и трубы магистрального водоотведения до домов.
Высотою почти в пятиэтажный дом спасительная для жителей улицы Молодёжная, средней школы и животноводческой фермы местного предпринимателя водонапорная башня возрастом в тридцать три года вскоре после создания кооператива получила имя собственное – по фамилии единственного и надёжного обслуживающего её и весь водопровод сотрудника. В сельской администрации вполне серьёзно, хотя и не без доли юмора, мне её назвали «Башней Кудрявцева». Ну, пусть будет так… Кто ж поспорит, что Валерий Васильевич именно для обслуживания её и избран. За семь лет его работы (только как председателя) не было ни одного сбоя. Вся починка, отладка и профилактика оборудования проводится его умелыми руками. Особенно тяжело ему приходится летом, в горячую огородно-садовую страду, когда потребление воды для полива будущего урожая значительно возрастает и приходится «качать» её по четырнадцать часов в сутки. Вечером Кудрявцев включает все два насоса, вода наливается в башню его имени, а потом направляется по водопроводу потребителям.
- Вы не поверите, но за всю эту работу я согласился ни ради денег. Самое главное – ушла в прошлое проблема с водой, с которой в селе большие проблемы.
Остались три колодца, один из них засорился, и два других - около храма и возле техникума. Уму непостижимо! Начинали мы с нуля. Успешно прошли организационный период. В работе по обслуживанию водопроводной системы помогают и сейчас многие члены кооператива, даже мои сыновья, приезжая в гости, помогают по мере возможности. Люди не отказывают, да и куда им деваться?
Кудрявцев, наверное, с радостью бы передал бразды правления насосами и башней в другие более молодые руки, можно было бы пригласить специалиста, но за свои услуги тот попросит большую, чем причитающуюся Кудрявцеву (находящемуся в ситуации два в одном!) сумму. Однако, по словам Валерия Васильевича, «Источник» не может позволить себе платить больше. Кооператив же не желает следовать пагубному примеру городских управляющих компаний, постоянно при случае или без оного, а то и вовсе абсолютно беспричинно «вешающих» на жильцов бремя дополнительных расходов, и категорически против повышения тарифов за потребление воды.
- А деньги, тем не менее, сейчас нужны позарез, - признаётся Валерий Васильевич, - только для замены насоса надо шесть тысяч рублей. Столько уже потратили на операцию по его подъёму и спуску, но оказалось, насос бракованный, воду не качает, чтобы его заменить или отремонтировать, нужно столько же на подъём-спуск. А где такую сумму набрать? Вот теперь думаем-прикидываем, может, вместо крана применить лебёдку? По мере возможности что-то придумываю…
А ломал ли бы голову нанятый оператор водокачки? Пришёл бы он к такому применению более простой техники? Сто процентов – нет. Конечно, признаётся в сердцах Кудрявцев, - перспектив его замены пока нет. Но не отказывается – всё равно думает, ситуация и ответственность за водоснабжение односельчан заставляет, считает, что их кооператив как юридическая форма надолго, пока другие варианты не просматриваются, потому что твёрдо убеждён: «Источник» отдавать в частные руки нельзя, а частники, как водится, сразу же начнут загибать цены.
Частники, желающие принять на себя водоснабжение, между прочим, есть, и от них Кудрявцеву уже поступали деловые предложения. Но он их категорически отвергает: «Есть желающие прибрать всё это к своим рукам, мол, давай обанкротим кооператив, я выкуплю его и начну по-новому. Ну, в общем, обычная хитрость. Но народ на это дело не пойдёт. Собрание категорически будет против. Народ понимает, к чему это приведёт. Сомневаюсь, что потом будет какое-то развитие водного хозяйства села.
Всё в том же ритме – если не мы, то кто же, кроме нас?